Хафса была дочерью досточтимого Умара ( رضى الله عنها)… Знающая, принципиальная, обладающая силой воли, преданная женщина-мусульманка… Она принадлежала к тем немногим, кто в то время владел грамотой, имел образование… Счастливица, которая на третьем году хиджры удостоилась чести стать третьей женой Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم), матерью всех правоверных…
Она родилась в Мекке за три года до ниспослания пророческой миссии. Ее отцом был вошедший в историю Ислама второй халиф досточтимый Умар (رضى الله عنه), известный своей справедливостью. Ее мать звали Зайнаб, она приходилась родной сестрой сподвижнику Усману бин Мазуну (رضى الله عنه). Хафса приняла Ислам в Мекке вместе со своим отцом Умаром (رضى الله عنهما). Потом стала женой сахаба по имени Хунайс ибн Хузафа (رضى الله عنه). Счастливая супружеская пара, присоединившись к первым немногим мусульманам Мекки, переселилась сначала в Эфиопию, а потом в Медину.
Хунайс был братом Абдуллаха ибн Хузафы (رضى الله عنهما). Хунайс участвовал в битве при Бадре, проявив героизм в схватке с врагом. Он был тяжело ранен. А по возвращении в Медину испил чашу шахида. Так Хафса (رضى الله عنها) осталась молодой вдовой.
Досточтимый Умар (رضى الله عنه) очень жалел о том, что его дочь осталась вдовой, чуть вступив в весну своей жизни. Ему поскорей хотелось выдать ее замуж снова. В те времена овдовевших и разведенных женщин, выдержавших необходимый срок, старались как можно скорее выдать замуж. Поэтому досточтимый Умар (رضى الله عنه), как заботливый отец, очень хотел выдать свою дочь за надежного человека. Подумав, он решил выдать ее замуж за Усмана (رضى الله عنه).
Как раз тогда досточтимый Усман потерял свою жену Рукиййю (رضى الله عنهما), любимую дочь Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم), . Поэтому Умар решил пойти к нему со своим предложением. Он пришел и сказал о своем желании выдать за него Хафсу. Вот что рассказывал об их встречах и разговорах, связанных с этим, сам благородный Умар в передаче его сына Абдуллаха ( رضى الله عنهما):
«Я отправился к Усману ибн Аффану. Он был очень печален. Чтобы развеять его печаль, я заговорил о Хафсе. «Если хочешь, – сказал я, – я выдам за тебя Хафсу». Но Усман не дал никакого ответа. Не сказал «Да». Потом попросил: «Дай мне время немного подумать». Но когда по прошествии нескольких дней мы встретились вновь, он, извинившись, сказал: «Боюсь, сейчас я не готов жениться».
Тогда досточтимый Умар решил обратиться с тем же предложением к благородному Абу Бакру (رضى الله عنهما). Встретив его, он сказал: «Если желаешь, можешь взять Хафсу в жены». Но Абу Бакр промолчал, не проронив и слова. Умар рассердился на него еще больше, чем на Усмана.
Досточтимый Умар (رضى الله عنه) был очень раздосадован, не услышав от двух своих ближайших друзей положительного ответа. Он был зол. В таком возбужденном состоянии он предстал перед Посланником Аллаха (صلى الله عليه وسلم) и сказал ему: «О Посланник Аллаха! Я поражаюсь поведению ‘Усмана. Я предложил ему в жены Хафсу, но он не согласился. Также и Абу Бакр…»
Улыбнувшись, Солнце обоих миров (صلى الله عليه وسلم), сказал: «О ‘Умар! Хафсе достанется лучшая пара, чем Усман, а Усману – лучшая пара, чем Хафса». Досточтимого Умара (رضى الله عنه ) охватило любопытство.
Кто же может быть лучшим женихом, чем Усман? Так он провел в догадках несколько дней. Потом от Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم) последовало предложение.
Он сказал досточтимому Умару( رضى الله عنه ): «Выдай за меня свою дочь Хафсу, а я выдам свою дочь Умму Кульсум за Усмана».
Досточтимый Умар был счастлив, получив эту благую весть. Значит, Сам Всевышний Аллах желал, чтобы Его Посланник (صلى الله عليه وسلم) взял в жены Хафсу. Скоро все приготовления к свадьбе были закончены, и в третьем году хиджры, в месяце Шағбан Хафса( رضى الله عنها) стала третьей женой Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم) и матерью всех правоверных.
Предприняв такой мудрый ход, Гордость вселенной (صلى الله عليه وسلم) еще более укрепил дружбу, братство и веру трех своих ближайших сахабов, соединив их родственными узами. Взяв в жены Аишу, он приблизил к себе благородного Абу Бакра ( رضى الله عنه ), а, взяв в жены Хафсу, приблизил к себе благородного Умара ( رضى الله عنه ). Он сделал двух своих самых любимых, сердечных друзей своими родственниками и удостоил истинным счастьем их дочерей, матерей всех правоверных.
Благородный Абу Бакр понимал, что мог обидеть досточтимого Умара (радыйаллаху ‘анхума) тем, что оставил без ответа его предложение взять Хафсу в жены. Но у него не было другого выхода. Он должен был хранить тайну. Благородный Абу Бакр знал, что Гордость вселенной (صلى الله عليه وسلم) хочет жениться на Хафсе. Однако он не имел права говорить об этом никому, так как это была доверенная ему тайна. Когда же брак Пророка (صلى الله عليه وسلم) с Хафсой был заключен, благородный Абу Бакр подошел к Умару( رضى الله عنهما ) и, извинившись, сказал:
«Ты, наверное, обиделся, когда не услышал от меня ответа, предлагая мне Хафсу в жены?» «Да», – отвечал Умар. Тогда Абу Бакр( رضى الله عنه ) объяснил это: «Я не дал тебе тогда никакого ответа лишь потому, что Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم) говорил мне о том, что желает жениться на Хафсе. И я никому не мог раскрыть того, что он сказал мне по секрету. Если бы он отказался жениться на Хафсе, я бы непременно женился на ней».
Какая деликатность!.. Какое благочестие!.. Какое умение хранить тайны!.. Вот таким должно быть благонравие в Исламе!.. Ведь тайны доверяют… А молчание хранят… Умение хранить тайну и молчание не только определяет надежность человека, но и украшает его…
Хафса ( رضى الله عنها) вошла в обитель счастья Солнца обоих миров (صلى الله عليه وسلم), когда в ней уже были Савда и Аиша (رضى الله عنهما).
Когда она стала женой Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم), ей было двадцать лет. Ее, как и Аишу, Савда ( رضى الله عنهما) приняла всем сердцем. Несмотря на их молодой возраст, Савда ( رضى الله عنها) старалась угождать во всем им обеим. Хафса ( رضى الله عنها) была молода, образована и самолюбива. Ее слова никогда не расходились с делом. Ее сильный, волевой характер проявлялся в некоторой резкости и жесткости поведения.
Так в обители счастья теперь уже стало две молодые жены. Они ни в чем не отставали одна от другой, проявляя свое усердие в служении Посланнику Аллаха (صلى الله عليه وسلم). Они были в высшей степени обходительны и чутки, стремясь не потерять его любовь и уважение. Гордость вселенной (صلى الله عليه وسلم), в свою очередь, старался быть с ними снисходительным, ведь они являлись, кроме того, дочерьми его самых близких друзей. Учитывая слабости женской натуры и их молодость, он был с ними милостив, сострадателен и нежен. Но, как и всякому человеку, ему приходилось переживать и трудности. Ведь известно, что благородная Хафса (радыйаллаху ‘анха) отличалась твердым, непокорным характером. Она иногда перечила и самому Посланнику Аллаха(صلى الله عليه وسلم). И по этой причине ее отцу приходилось постоянно наставлять и вразумлять свою дочь. Видя их непрекращающиеся споры и конфликты с Аишей, досточтимый ‘Умар однажды сказал Хафсе (رضى الله عنهم): «Ни твое, ни даже мое положение никогда не сравнятся с тем положением, которое имеют в глазах Посланника Аллаха Аиша и ее отец».
Несмотря на все увещевания отца, молодость и неукротимый характер Хафсы (رضى الله عنها) постоянно давали о себе знать, что нередко выплескивалось наружу в виде дерзостей в адрес Гордости вселенной(صلى الله عليه وسلم) . Наконец, он, не выдержав строптивого нрава Хафсы, решил на время отправить ее к отцу. Но явился Джибриль (алейхиссалям) и внес поправку в это решение, повелев Посланнику Аллаха(صلى الله عليه وسلم) вернуть благородную Хафсу обратно. Потому что ей предназначено было быть одной из его жен в раю.
Однажды Посланник Аллаха(صلى الله عليه وسلم), находясь в доме у Зайнаб бинт Джахш (رضى الله عنها), выпил медового шербета, немного у нее задержавшись. Это не понравилось двум молодым женам Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم), и те, сговорившись, сказали, что у него изо рта неприятно пахнет. Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم), объяснил, что пил медовый шербет и добавил: «Быть может, пчела собрала такой мед» и поклялся, что больше никогда не будет пить медовый шербет. Именно тогда снизошли первые аяты суры «ат-Тахрим»:
«О Пророк, почему ты, желая угодить своим женам, запрещаешь то, что дозволил тебе Аллах ? Аллах – Прощающий, Милосердный» (ат-Тахрим, 66/1).
Тогда Гордость вселенной(صلى الله عليه وسلم), чтобы воспитать своих молодых жен, на некоторое время отдалился от них. Но сахабы заговорили между собой, что Посланник Аллаха развелся со своими женами. Когда это известие дошло до благородного Умара (رضى الله عنه), он сразу же направился к Посланнику Аллаха (صلى الله عليه وسلم (. Попросив разрешения войти, он предстал перед ним и, желая успокоить Пророка, заговорил:
«О, Посланник Аллаха! Ты так много претерпел из-за своих жен. Если ты разведешься с ними, то Аллах и Его ангелы будут на твоей стороне. И я, и Абу Бакр, и все верующие будем на твоей стороне…»
В ответ на это Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم), лишь улыбнулся. Его прекрасное лицо озарилось нуром. И он дал ответ, который внес покой в сердце благородного Умара и обрадовал всех верующих. Он сказал, что не развелся со своими женами, а лишь отдалился от них на некоторое время. Досточтимый Умар (رضى الله عنه) ответил:
«О Расулюллах, ты нас знаешь, мы всегда имели над женщинами Курайша власть. После переселения в Медину мы увидели, что их женщины властвуют над ними. И наши женщины взяли с них дурной пример. Дошло до того, что даже моя жена однажды стала мне перечить. Тогда я сильно побил ее. Но она вдруг стала жаловаться: «Как ты смеешь поднимать на меня руку? Клянусь Аллахом, даже жены Пророка пререкаются с ним и не разговаривают с ним до самого вечера». Я спросил у Хафсы: «Неужели и ты пререкаешься с Посланником Аллаха?» Она отвечала: «Да, и не говорим с ним до самого вечера». Тогда я сказал им: «Кто из вас будет делать это, потерпит величайший убыток. Ведь тот, кто станет причиной гнева Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم), не сможет обезопасить себя от гнева Аллаха. И Аллах свидетель, он будет погублен». На это Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم) улыбнулся. А я сказал Хафсе: «Не вздумай больше перечить Посланнику Аллаха и умерь свои претензии. Если что-то нужно, проси у меня. И пусть то, что кто-то из его братьев ему ближе, чем ты, не подталкивает тебя к ошибочным действиям».
Благородная Хафса (رضى الله عنها) обладала характером твердым и требовательным. По натуре была раздражительна. Аиша (رضى الله عنها) говорила о ней: «Хафса – точная копия своего отца. Волевая и сильная. Ее слова никогда не расходились с делом».
Она отличалась и своим глубоким пониманием многих религиозных вопросов, проницательностью. Передается, что однажды Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم) стал перечислять при ней сахабов, поклявшихся в своей верности при Худайбии: «Если пожелает Аллах, никто из тех, кто присягнул мне при Худайбии, не войдет в ад», – сказал он. Хафса (رضى الله عنها) напомнила о том, что говорится в аяте: «И нет среди вас такого, кто не войдет в ад, и твоим Господом [, о Мухаммад,] это решено бесповоротно» (Марьям, 19/71). Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم) в ответ привел следующий аят: «Потом Мы по Нашему милосердию вызволим богобоязненных, а нечестивых Мы оставим в аду на коленях в наказание им» (Марьям, 19/72). Это умение матери всех правоверных Хафсы (رضى الله عنها) задать встречный вопрос во многом свидетельствует о ее глубоком и точном понимании религии.
Она много предавалась поклонению. Днем держала пост, ночи проводила в намазах. Ведь ее жизнь, как и жизнь других жен Пророка (صلى الله عليه وسلم) проходила в бедности. Вместо постели у нее был небольшой тюфяк. Летом она спала на нем, а зимой просто закутывалась в него. Очень часто у нее не было даже хлеба. Но, несмотря на это, она никогда не жаловалась. И была благодарна Господу за то, что у нее есть.
Она была привязана к Посланнику Аллаха (صلى الله عليه وسلم) высокими чувствами любви и верности. Когда она получала какой-либо подарок или угощение, то не ела этого, а берегла для Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم), отдавая ему предпочтение. Однажды ей подарили бочонок меда. Но она не притронулась к нему, а оставила для Посланника Аллаха(صلى الله عليه وسلم). И каждый раз, когда он приходил к ней, делала для него медовый шербет.
После смерти Посланника Аллаха(صلى الله عليه وسلم) Хафса (رضى الله عنها) продолжала играть важную роль в жизни мусульман. Во время правления благородного Абу Бакра (رصى الله عنه) Священный Коран был собран в одну книгу, которая существовала в единственном экземпляре. Он хранился в доме Абу Бакра (радыйаллаху ‘анху). После его смерти он был передан на хранение благородному Умару (رضى الله عنه).
Когда досточтимый Умар был смертельно ранен, он доверил Коран своей дочери Хафсе (رضى الله عنهما). И она хранила его с особой заботой и вниманием. Когда же к власти пришел досточтимый Усман (رضى الله عنه), было сделано еще несколько копий Священной Книги.
Какой почет!.. Какое счастье!.. Хранить и оберегать Священное Писание!.. Передать его на хранение в верные руки!.. Стать примером женщины-мусульманки в служении!.. И передать будущим поколениям то, что поручено сохранить!..
Хафса (رضى الله عنها) передала примерно шестьдесят хадисов Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم) . Вот один из них. «Когда Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم), ложился спать, он клал правую руку себе под голову и говорил: «О, Господь! Защити меня от наказания в День воскрешения Твоих рабов». И повторял это трижды».
Благородная Хафса (رضى الله عنها) скончалась на 45 году хиджры в возрасте шестидесяти лет. Это было время правления Муавийи, а джаназа-намаз совершил назначенный тогда наместником Медины Марван ибн Хаким. Она была похоронена рядом с другими женами Пророка (صلى الله عليه وسلم), на кладбище Джаннат аль-Баки.
annisa-today.ru